Администрация МР Цумадинский район - В сел. Агвали Цумадинского района прошел межрайонный семинар по проблемам малокомплектных сельских школ

368900, с. Агвали
Республика Дагестан, Цумадинский район

+7 (8722) 55-11-70
tsumadarayon@e-dag.ru

инфо

В сел. Агвали Цумадинского района прошел межрайонный семинар по проблемам малокомплектных сельских школ

5 апреля 2017 г. Управлением образования МР «Цумадинский район» был проведён межрайонный семинар на тему: «Проблемы малокомплектных сельских школ в условиях внедрения ФГОС».

В семинаре приняли участие 8 Управлений образования (Ботлихского, Хунзахского, Тляратинского, Гумбетовского, Ахвахского, Цунтинского, Шамильского районов и Бежтинского участка). Гости согласно программе проведения семинара посетили МКДОУ «Агвалинский д\с №2» и МКОУ «Агвалинская гимназия имени Кади Абакарова», школьный исторический музей. Состоялся обмен опытом работы с методистами МКУ «УО» Цумадинского района.

Семинар-совещание открыл начальник Управления образования Цумадинского района Гарунов Муса Ахмедович. В своем выступлении он подчеркнул:«… Проблема сельской школы на протяжении всей истории отечественного образования была одной из центральных, и сегодня для нас столь же актуальна, как и для других регионов страны. На фоне новых попыток форсировать реформирование образования вопрос сохранения и развития сельской малокомплектной школы приобретает особую значимость. В настоящий момент модернизация сельской малокомплектной школы связана, прежде всего, с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Проблемы, связанные с внедрением ФГОС в малокомплектных школах, схожи. Это касается не только количества обучающихся, но и организационной формы учреждений, комплектования классов, географического расположения, системы обучения».

В ходе работе семинар-совещания свое мнение по наболевшим вопросам высказали:

Помощник главы Ахвахского района Абдулбасирова Раисат Магомедрасуловна,

Директор Тануссинской СОШ Хунзахского района Дибиров Кайтмаз Омарович,

Директор МКУ «ИМЦ» Гумбетовского района Гусейнов Загид Алиевич.

Ветеран системы образования Цумадинского района Гамзатов Шухаиб Шухаибович.

Начальник МКУ «УО» Ахвахского района Шамхалова Зайгат Курамагомедовна.

Начальник МКУ «УО» Цунтинского района Курбанов Магомед Рашидович.

Начальник Ботлихского управления образования Измаилов Гаджииса Магомедович и др.

Представители каждого муниципального образования в своих выступлениях затрагивали вопросы повышения качества дошкольного, общего и дополнительного образования, также проблемы функционирования малокомплектных сельских школ в условиях внедрения ФГОС и многоязычия.

Также в рамках совещания обсуждались ключевые аспекты создания муниципальных программ развития образования. Выступающие отметили, что муниципальная программа должна определять конкретные цели и задачи для каждой образовательной организации и любой другой организации, осуществляющей образовательную деятельность и предусмотреть организацию мероприятий по обеспечению проведения независимой оценки качества образования и информационной открытости муниципальной системы образования.

В ходе обсуждения выявились следующие проблемы и трудности при реализации ФГОС, с которыми столкнулись малокомплектные школы:

1.  Неравные стартовые условий для детей дошкольного возраста на момент зачисления в начальное звено образовательного учреждения ввиду отсутствия доступности дошкольного образования в сельской местности. Дети лишены возможности полноценно подготовиться к поступлению в первый класс.

2. Отсутствие взаимодействия школ друг с другом, неэффективное использование большинством учителей электронных образовательных ресурсов в связи с технической неграмотностью учителей старшего поколения и интернет-связи в некоторых школах большинства районов.

3. Формирование универсальных учебных действий на совмещённых занятиях с несколькими классами одновременно по разным стандартам. Особым проблемным местом является формирование коммуникативных и регулятивных умений, становление которых менее всего связано с содержанием предметного материала и логикой его преобразования. Для этого требуется использование разных ситуаций взаимодействия между учащимися, а наполняемость классов делает невозможным использование многих форм работы, принятых в классно-урочной системе.

4. Организация внеурочной деятельности. По федеральному стандарту на реализацию внеаудиторной деятельности еженедельно во всех школах выделено 10 часов на класс, что не выполняется в Республике Дагестан. Учащиеся могут выбрать для себя одно из пяти направлений. Труднодоступные школы зачастую лишены такой возможности, так как организация дополнительного образования требует наличия в штате узких специалистов, чего зачастую не бывает.

5.  Проблема малокомплектных школ с введением данного стандарта заключается в нехватке кадров. Часто приходится слышать о том, что педагоги малокомплектных школ преподают предметы не по специальности, например, учитель русского языка преподаёт еще и географию. Также постоянно ставится вопрос о текучести кадров. Причина в низком социальном статусе профессии педагога.

6.  Социальное положение семей школьников. Многие дети из неблагополучных семей, поэтому с данными учащимися приходится работать вдвойне, это не только работа непосредственно с самим учеником, но и работа с его семьей.

По итогам семинар-совещания были предложены различные пути сохранения и развития сельской малокомплектной школы. Это:

- развитие ресурсных центров для сельской местности в образовательных учреждениях;

- становление сельской школы как центра общественных инициатив и гражданского образования детей и взрослых; как информационно-просветительского или физкультурно-оздоровительного центра;

- вовлечение граждан в обустройство сельских территорий в рамках реализации грантовых программ;

- создание общеобразовательных учреждений с малым количеством учеников с учетом специфики местности и демографической ситуации в населенном пункте, что обеспечит доступность качественного образования для детей младшего школьного возраста;

- разделение на группы при изучении отдельных предметов при наличии в классе 15 учеников;

- введение новых нормативов содержания сельских школ, типовых штатных расписаний для них в связи со слабой технической базой и отсутствием ремонта у многих сельских школ в течение долгих лет, отсутствием специальных форм повышения квалификации, профессионального совершенствования и соответствующих методических материалов для сельских учителей, преподаванием информатики и технического обучения на недостаточно высоком уровне;

- увеличение заработной платы педагога сельской малокомплектной школы в два раза больше по сравнению с заработной платой педагога, работающего в городах.

Там, где есть школа, есть и жизнь. Наш лозунг: малое – прекрасно.

По итогам семинара принято обращение в Правительство Республики Дагестан и Министерство образования РД.

07042017w

07042017q

07042017e