от 28 декабря 2018 г. № 2985-р, на основе изучения российской и международной практики, предложений федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общественных организаций.
на территории субъектов Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации; Трудовой кодекс Российской Федерации; Федеральный закон от 12января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон№ 7-ФЗ); Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»; Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах |
2 |
организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон№ 184-ФЗ); Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»; Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ); Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон№ 131-ФЗ); Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон№ 109-ФЗ); Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 116-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции»; Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666 (далее - Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации); Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы, утвержденная Указом Президента России от 31 октября 2018 г. № 622 (далее - Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации, Концепция); постановление Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»; постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2017 г. № 1312 «О государственной информационной системе мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций»; иные нормативные правовые акты.
формирование институтов и механизмов социальной и культурной адаптации иностранных граждан с учетом их возрастных, профессиональных, национальных, культурных и иных особенностей, а также региональных и этнокультурных укладов жизни населения Российской Федерации; |
3 |
принятие мер, препятствующих возникновению пространственной сегрегации, формированию этнических анклавов и маргинализации находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, включая оформление документов, удостоверяющих личность, лицам без гражданства, не имеющим таких документов; обеспечение иностранным гражданам независимоот их миграционного статуса, уровня доходов и иных обстоятельств равных возможностей для получения государственных услуг в сфере миграции, в том числе информационных. Также, в Концепции указано, что создание условий для адаптации к правовым, социально-экономическим, культурным и иным условиям жизни в российской Федерации иностранных граждан, испытывающих сложности в адаптации, обусловленные особенностями их культуры и привычного жизненного уклада, а также иными факторами является одной из задач миграционной политики. Исходя из этого выделены ее основные направления в области создания условий для адаптации иностранных граждан. Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации успешная социальная и культурная адаптация иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграция в российское общество определены одной из целей государственной национальной политики Российской Федерации, а формирование системы их социальной и культурной адаптации и их интеграции в российское общество - как одна задач такой политики. Государственная программа «Реализация государственной национальной политики» содержит подпрограмму 5 «Социально-культурная адаптация и интеграция иностранных граждан в Российской Федерации». В рамках этой подпрограммы предусмотрена реализация двух основных мероприятий: 5.1 «Научно-методическое и информационное сопровождение социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан» и 5.2 «Реализация мер, направленных на социально-культурную адаптацию и интеграцию иностранных граждан». Отдельные вопросы, связанные с социальной и культурной адаптацией и интеграцией иностранных граждан, регулируются федеральными законами. Важное значение в указанных процессах играет знание иностранцем русского языка, истории и основ законодательства нашей страны. Требования о необходимости подтверждения таких знаний содержатся в Федеральном законе № 115-ФЗ. Социальной адаптации иностранных трудовых мигрантов способствуют изменения, внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации, устанавливающие обязанность работодателя отчислять за иностранных работников взнос в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 1,8% от заработной платы. Данной категории иностранных граждан с 2014 года предоставлено право на пособие по причине временной нетрудоспособности в связи с болезнью. Участие субъектов Российской Федерации в реализации государственной политики в сфере социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан определяется Федеральным законом № 184-ФЗ.Он относит осуществление мер по социальной и культурной адаптации иностранных граждан к сфере ведения |
4 |
субъектов Российской Федерации. Их финансирование обеспечивается из региональных бюджетов (пункт «а.1» части 2 статьи 21, пункт 20.1 части 2 статьи 26.3). Принимаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации меры и проводимые ими мероприятия в целях социальной и культурной адаптации иностранных граждан осуществляются в рамках различных государственных программ и их подпрограмм. Правовым основанием для их выполнения, в том числе создания организационных основ (комиссии, комитеты, советы, кадровое наполнение и т.д.) являются, в зависимости от законодательства субъекта Российской Федерации, законы субъекта Российской Федерации, акты главы субъекта Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ, создание условий для реализации мер, направленных на социальную и культурную адаптацию иностранных граждан, разработка и осуществление таких мер относятся к вопросам местного значения, а финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (пункт 7.2 части 1 статьи 14, пункт 6.2 части 1 статьи 15, пункт 7.2 статьи 16, части 1 статьи 18). Федеральным законом № 7-ФЗ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами деятельности по социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан (пункт 15 части 1 статьи 31.1).
|
5 |
иностранных граждан, их пространственной сегрегации и формированию этнических анклавов.
гражданами.
и интеграции иностранных граждан с учетом примерного перечня мероприятий, направленных на социальную и культурную адаптацию и интеграцию иностранных граждан в Российской Федерации.
Федерации либо подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации в сфере социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан.
государственной программы либо подпрограммы государственной программы в сфере социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан.
|
6 |
адаптацию и интеграцию иностранных граждан.
Социальная и культурная адаптация иностранных граждани их интеграция в российское общество - усвоение иностранными гражданами основ русского языка, истории России, законодательства Российской Федерации, правил поведения, навыков общения, норм общественной морали и этики, культурных ценностей, возможности получения государственных и иных услуг в целях пребывания (проживания), осуществления трудовой и иной деятельности на территории Российской Федерации в установленном порядке, формирования устойчивых социальных отношений, культурных связей и сотрудничества с гражданами Российской Федерации. Государственная политика в сфере социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации - комплекс мер, осуществляемых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, направленных на содействие социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграции в российское общество. Федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в официальных документах часто используется понятие «мигрант». Поскольку в российской практике государственного управления под «мигрантами» принято понимать в первую очередь иностранцев, но само слово «мигрант» из большинства правовых документов изъято, в официальных отчетных и иныхдокументах следует применять следующие термины: находящихся на территории Российской Федерации лиц, не имеющих ее гражданства, но обладающих иным гражданством, в отчетных документах рекомендуетсяназывать иностранными гражданами, как это установлено законодательством (Федеральный закон № 115-ФЗ); в числе указанных лиц прибывшие в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности в статистических и отчетных документах могут быть названы«иностранные трудовые мигранты», что соответствует целям государственного статистического учета (Федеральный закон № 109-ФЗ) и принятой статистической терминологии ООН.
|
7 |
1. Для совершенствования реализации мероприятий по социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан рекомендуется:
на территории муниципального образования.
Реализация мероприятий по социальной и культурной адаптации иностранных граждан на территории субъектов Российской Федерации осуществляется в рамках специальных подпрограмм или регулируется отдельными нормативными правовыми актами. Специальные подпрограммы приняты в следующих субъектах Российской Федерации: Республика Дагестан - в рамках подпрограммы «Социальная и культурная адаптация и интеграция иностранных граждан в Республике Дагестан» государственной программы Республики Дагестан «Реализация государственной национальной политики в Республике Дагестан», утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 19 октября 2017 г. № 250; Республика Саха (Якутия) - в рамках подпрограммы «Социально-культурная адаптация и интеграция мигрантов в Республике Саха (Якутия). Профилактика экстремизма» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Укрепление общероссийской гражданской идентичности и этнокультурное развитие народов в Республике Саха (Якутия) на 2020-2024 годы», утвержденной Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 12 декабря 2019 г. № 884; |
8 |
Республика Татарстан - в рамках реализации подпрограммы 5 «Социальнокультурная адаптация и интеграция иностранных граждан» Государственной программы «Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан на 2014-2022 годы»; Красноярский край - в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение деятельности системы по социальной и культурной интеграции и адаптации мигрантов» программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Красноярского края», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2014 г. № 442-п; Пермский край - в рамках реализации подпрограммы 5 «Социальнокультурная адаптация и интеграция иностранных граждан в Пермском крае» программы «Реализация государственной национальной политики в Пермском крае»; Владимирская область - в рамках подпрограммы 4 «Социально-культурная адаптация и интеграция мигрантов во Владимирской области» государственной программы Владимирской области «Реализация государственной национальной политики во Владимирской области»; Нижегородская область - в рамках подпрограммы 4 «Социально-культурная адаптация и интеграция мигрантов в Нижегородской области» государственной программы «Реализация государственной национальной политики на территории Нижегородской области», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 10 ноября 2017 г. № 797; Самарская область - в рамках подпрограммы «Социальная адаптация мигрантов» государственной программы Самарской области «Содействие занятости населения Самарской области на 2019-2023 годы, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 4 декабря 2018 № 748; Ульяновская область - в рамках реализации подпрограммы 5 «Социальнокультурная адаптация и интеграция иностранных граждан в Ульяновской области» программы «Реализация государственной национальной политики в Ульяновской области»; Челябинская область - в рамках реализации подпрограммы 5 «Социальнокультурная адаптация и интеграция иностранных граждан в Челябинской области» программы «Реализация государственной национальной политики в Челябинской области», утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 20 декабря 2017 г. № 700-П. В рамках реализации Плана мероприятий по социальной и культурной адаптации в следующих субъектах Российской Федерации: Кабардино-Балкарская Республика - в рамках Плана мероприятий по реализации в 2019-2021 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года в Кабардино-Балкарской Республике, утвержденного распоряжением Правительства КБР от 15 февраля 2019 г. № 97-рп, включающего в себя раздел: «Создание условий для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов»; |
9 |
Республика Хакасия - в рамках Плана мероприятий по социальной и культурной адаптации мигрантов в Республике Хакасия на 2019-2021 годы, утвержденного Постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия от 23 марта 2019 г. № 37-п; Астраханская область - в рамках Плана мероприятий по социальной и культурной адаптации мигрантов Астраханской области, утвержденного распоряжением Правительства Астраханской области от 24 декабря 2018 г. № 722-П; Свердловская область - в рамках Плана мероприятий по реализации в Свердловской области в 2019-2021 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Свердловской области от 13 мая 2019 г. № 198-РП, предусматривающего реализацию мероприятий по направлению «Формирование системы социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграции в российское общество». В рамках иных нормативных правовых актов в следующих субъектах Российской Федерации: Карачаево-Черкесская Республика - в рамках положения «О мерах по обеспечению социальной и культурной адаптации мигрантов, прибывающих в Карачаево-Черкесскую Республику», утвержденного Правительством Карачаево- Черкесской Республики от 17 декабря 2019 г. №314; Приморский край - в рамках распоряжения «О мерах по обеспечению социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечению межнационального и межконфессионального согласия на территории Приморского края», утвержденного Администрацией Приморского края от 18 декабря 2014 г. № 432-ра.
и этно-конфессиональных отношений. Подобные органы созданы в следующих регионах: Республика Коми - Межведомственная комиссия по регулированию миграционных процессов в Республике Коми (Указ Главы Республики Коми от 11 апреля 2007 г. № 26 (ред. от 13.12.2019)); Республика Марий Эл - Правительственная комиссия по реализации Концепции государственной национальной политики Республики Марий Эл (постановление Правительства Республики Марий Эл от 7 июля 2008 г. № 176); Республика Мордовия - Совет при Главе Республики Мордовия по межнациональным и межконфессиональным отношениям (Указ Главы |
10 |
Республики Мордовия от 13 мая 2014 г. № 112-УГ); Координационный совет Республики Мордовия по демографической и миграционной политике (Указ Главы Республики Мордовия от 21 марта 2008 г. № 58-УГ); Курская область - Совет по межнациональным и межконфессиональным отношениям при Губернаторе Курской области (распоряжение Губернатора Курской области от 9 апреля 2019 г. №106-рг); Самарская область - Консультативный совет по социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов при министерстве труда, занятости и миграционной политики Самарской области (приказ Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области от 16 июля 2019 г. № 188-п); Ярославская область - Координационный совет Ярославской области по вопросам межнациональных отношений (Указ Губернатора Ярославской области от 16 февраля 2011 г. № 38).
уровнях регулярных совещаний по актуальным вопросам реализации государственной миграционной политики, укрепления межнациональных (межэтнических) и этно-конфессиональных отношений и профилактики экстремизма, конференций, семинаров, круглых столов расширенных выездных семинаров-совещаний с участием представителей институтов гражданского общества.
Во Владимирской области на базе Владимирского филиала РАНХиГС при Президенте Российской Федерации проводятся практикумы на тему: «Современные муниципальные практики социально-культурной адаптации и интеграции мигрантов». В Санкт-Петербурге представителями Комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики проводятся консультации для сотрудников администраций Выборгского, Приморского и Кировского районов города в целях оказания методической помощи по вопросам противодействия социальной исключенности мигрантов, пространственной сегрегации и формированию этнических анклавов.
|
11 |
Например, в Самарской области действует Областная межведомственная комиссия по вопросам внешней трудовой миграции (постановление Губернатора Самарской области от 10 апреля 2014 г. № 86).
Например, автономной благотворительной некоммерческой организацией «Новый век» внедрено новое для России направление - социальный патронат на мобильном передвижном комплексе «Помощь мигрантам в России». В рамках него оказывается оперативная юридическая, медицинская, социальная помощь мигрантам в местахих проживания, отдыха и трудовой деятельности. Это способствует поддержанию уровня информированности иностранных граждан, отслеживания тенденций в миграционной среде и профилактике асоциальных явлений. За счет медицинского компонента ведется профилактика и ранее выявление социально значимых заболеваний. За период 2018-2020 гг. осуществлено 426 выездов для оказания помощи мигрантам в торговые комплексы, рынки, строительные объекты, общежития, мечети и другие объекты социальной инфраструктуры, в ходе которых первичной консультацией было охвачено 14904 человек.
К примеру, в Республике Татарстан на постоянной основе выделяются средства из регионального бюджета на поддержку социально значимых проектов |
12 |
по социальной и культурной адаптации, реализуемых различными социально ориентированными некоммерческими организациями, в том числе автономной благотворительной некоммерческой организацией «Новый век» и др.
В качестве примера может быть использован Региональный стандарт организации на региональном и муниципальных уровнях единообразной системы деятельности по укреплению межнационального и межконфессионального согласия, поддержке и развитию языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, защите прав коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств, социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов, согласованный решением Межведомственной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по противодействию экстремистской деятельности от 16 сентября 2019 года.
|
13 |
Например, тюменской областной общественной организацией «Центр развития лидерских и проектных компетенций» разработана и внедряется система образовательных и культурно-просветительских мероприятий, направленных на решение проблем, связанных с языковой и социальной интеграцией иностранных граждан и членов их семей в российскую социокультурную среду.
Например, при поддержке киргизской диаспоры в целях обучения русскому языку, культуре и иностранным языкам в Москве для детей мигрантов организован клуб «Билим» (программа дошкольной подготовки и начальных классов, курсы иностранных языков, математики, компьютерные курсы, шашки/шахматы).
Центр помощи мигрантам «Рядом дом» занимается оказанием бесплатной всесторонней поддержки семей трудовых мигрантов и других иностранцев, столкнувшихся с трудностями на территории Российской Федерации, с привлечением волонтеров, в том числе из числа иностранных студентов. Создателем благотворительной организации является священник Дионисий Гришков - участник многих волонтёрских проектов.
В Калининградской области автономная некоммерческая организация «Центр адаптации, социализации и интеграции мигрантов» реализует проект «Адаптация, социализация и интеграция трудовых мигрантов в социокультурное и нормативноправовое поле Калининградской области». Целевой аудиторией проекта являются иностранные граждане и члены их семей, впервые прибывшие с целью работы в регион из стран с безвизовым режимом (Азербайджан, Армения, Киргизия, Молдова, Таджикистан и Узбекистан). Примерное количество участников целевых групп составляет около 1700иностранных граждан. В рамках проекта обеспечивается непрерывная деятельность информационноресурсного центра, общественной приемной глав национально-культурных сообществ, интернет-портала, который проводит вводные ориентационные курсы по предоставлению информации об основах общественного устройства, правам и обязанностям иностранных граждан, нормам и культуре поведения в принимающем обществе, профилактике правонарушений, экстремизма, |
14 |
терроризма и наркомании, правилам профилактики социально опасных заболеваний.
с профессиональным стандартом специалиста в сфере национальных и религиозных отношений, утвержденным приказом Минтруда России от 2 августа 2018 г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере национальных и религиозных отношений» (зарегистрирован Минюстом России 7 сентября 2018 г., регистрационный № 52115)».
Мониторинг рекомендуется осуществлять путем сбора и обобщения связанной с развитием региональной миграционной ситуации информации о деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; образовательных организаций всех уровней (мониторинг уровня освоения русского языка учащимися из семей мигрантов); средств массовой |
15 |
информации; коммерческих и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в этнокультурной и этнополитической сфере; религиозных организаций и религиозных объединений, групп лиц, представляющих интересы диаспор, отдельных лиц, активно распространяющих информацию по вопросам межнациональных отношений, в том числе в сети Интернет; иная деятельность. Предметом мониторинга выступают общественные отношения, складывающиеся в различных сферах и имеющие межнациональный и межрелигиозный (или межконфессиональный) конфликтный потенциал, в частности: экономические (общий уровень безработицы, структура регионального рынка труда с выделением количества безработных, имеющих постоянные регистрацию и постоянно проживающих в данном регионе; наличие фактических рабочих мест, с определением доли трудоустроенных иностранных граждан; уровень благосостояния граждан с определением количества лиц, имеющих минимальный доход, распределение собственности и др.); социальные (доступ к услугам, предоставляемым социальной инфраструктурой); культурные (удовлетворение языковых, образовательных, этнокультурных и религиозных потребностей и др.); криминогенные (уровень преступности, уровень раскрываемости преступлений, наличие этнопреступности и др.); иные процессы, которые могут оказывать воздействие на состояние межнациональных и межконфессиональных отношений.
Государственной информационной системы мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций в субъектах Российской Федерации (далее - ГИСМ) с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 28 октября 2017 г. № 1312 «О государственной информационной системе мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций».
|
16 |
рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации о порядке выявления формирующихся конфликтов в сфере межнациональных отношений, их предупреждении и действиях, направленных на ликвидацию их последствий».
Подобная практика реализуется в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярском крае и других субъектах Российской Федерации.
ту или иную диаспору на территории субъекта Российской Федерации. В Республике Татарстан автономной благотворительной некоммерческой организацией «Новый век» разработана и апробирована «Модель комплексного подхода к социальной адаптации и интеграции трудовых мигрантов», которая состоит из четырех инновационных компонентов: социальный патронат в среде мигрантов, ориентационные курсы для трудовых мигрантов, мобильное приложение для мигрантов M-Help на 7 языках и Центр помощи мигрантам. В ходе проекта в 2018-2020 гг. было охвачено услугами 50 466 иностранных граждан, в том числе: первичные консультации работников - 14904, обучение на вводных ориентационных курсах - 11705 человек (проводится на русском языке с визуальным сопровождением на русском, узбекском и таджикском языках), |
17 |
консультирование социального работника Центра помощи мигрантам - 9322, юридическая помощь и консультации - 5503, медицинская помощь и консультации - 5252, медицинские и юридические консультации онлайн через мобильное приложение М-Help - 1360.
брошюры, их электронных версии) для иностранных граждан о нормах, ценностях и стереотипах поведения, присущих местному населению, полезных информационных ресурсах и контактах по вопросам миграционного законодательства, взаимодействия с полицией, трудоустройства, аренды жилья, предоставления социальной помощи, услуг здравоохранения и образования, защиты прав, методические пособия для различных категорий участников с российской стороны. В г. Санкт-Петербурге «Благотворительный фонд поддержки и развития просветительских и социальных проектов» (далее - ПСП-фонд) совместно с волонтерами осуществляет и поддерживает программы, направленные на решение проблем, связанных с миграционными процессами в регионе, развитием гражданского и гуманитарного просвещения, с 2015 года при поддержке Фонда президентских грантов действует как межрегиональный ресурсный центр в сфере адаптации иностранных граждан и развития межнациональных отношений. ПСП-фонд работает в 19 регионах Российской Федерации, а также в Таджикистане, Узбекистане, Киргизии. Непосредственную консультативную и правовую помощь получили более 5000 иностранных граждан и членов их семей. Разработано, издано и распространено более 40 наименований информационных материалов для иностранных граждан и членов их семей в регионах Российской Федерации и странах СНГ общим тиражом более 50000 экземпляров. Разработано, издано и распространено более 15 наименований методических материалов по организации работы с иностранными гражданами и гармонизации межнациональных отношений для НКО, НКА, органов местного самоуправления общим тиражом более 7000 экземпляров. Консультативную и экспертную поддержку получили больше 150 общественных организаций. В период ограничений, связанных с пандемией коронавируса, ПСП-фонд оказал информационную и гуманитарную поддержку более 5000 мигрантам. |